Сведения об образовательной организации
Новости

Новости

Лилия Мулляр: Самообразование как феномен

16 октября2018
Лилия  Мулляр: Самообразование как феномен

Экспертное мнение

Лилия  Мулляр - профессор кафедры истории, права и  гуманитарных дисциплин Северо-Кавказского института РАНХиГС, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории, доктор философских наук

 

Лилия Анатольевна, расскажите о необходимости самообразования  в высшей школе.

Высшая школа, в отличие от средней школы, не приемлетопеку и требует  значительной степени  самостоятельности обучающегося, т.е. персонального умения правильно организовывать свою деятельность. Лекции  и практические занятия не могут охватить все многообразие и объем программного материала. По различным оценкам от 40 до 50%  знаний обучающийся получает самостоятельно, поэтому одной из наиболее актуальных проблем в современной  высшей школе является создание благоприятных условий для реализациикогнитивной инициативы  и самообразовательной активностиобучающихся, каждый из которых  обладает индивидуальными интеллектуальными способностями, персональным потенциалом аккумулирования информации и оперирования ею.  Эффективность умений обучающихся  самостоятельно пополнять информацию по актуальной тематике, расширять свой общий и профессиональный кругозор, вырабатывать собственные продуктивные приемы решения новых познавательных задач во многом зависитоткоммуникации спреподавателем, содержание которой влияет на формирование когнитивной мотивации. Кроме того, успешность развития умений самообразовательной активностиобучающихся обеспечивают специализированные средства информационных технологий учебного назначения: обучающие системы, электронные учебники, базы данных, электронные журналы и др. Средства информационных технологий  позволяют обеспечить оптимальную для каждого обучающегося последовательность и скорость восприятия  материала; возможность самостоятельной организации  изучения теории и разбора примеров, методов решения типовых задач;реализацию самоконтроля качества приобретенных знаний и навыков посредством выполнения тестовых заданий и интернет-практикумов; использование удаленных ресурсов и проведение «виртуальных путешествий»; дистантное участие в сетевых проектах и олимпиадах;    доступ к мировым культурным и научным ценностям, сосредоточенным в виртуальных библиотеках и на веб-сайтах.

Что  на ваш взгляд, должно быть  в основе  самообразования?

Сущность процесса самообразования есть не что иное, как логика проектирования  ценностно-смысловой самореализации,  формализованной определенным количеством шагов/этапов, которые необходимо "пройти" от возникновения замысла до получения желаемого результата.  Процесс самообразования поддерживается системой управления профессиональной карьерой и осуществляется синхронным взаимодействием преподавателя и обучающегося.                 

Управление самообразованием со стороны преподавателя:способствовать формированию  потребности и положительной мотивации к перманентному самообразованию; снабдить  теоретическими основами  культуры умственного труда; актуализировать работу с первоисточниками (составление библиографии,  систематизация информации, умение проблематизировать текст); сформировать организационно-управленческие умения (составить  поисково-познавательную перспективу на ближайшее будущее,  сочетать образовательный процесс в вузе  с самообразованием).    Управление самообразованием со стороны обучающегося:   осознать цель поисково-познавательной деятельности; осмыслить  ее мотивы; выделить объем  материала, подлежащего изучению; спланировать последовательность его изучения; определить способы самообразования для овладения данным  информационным материалом; выбрать средства и автодидактические технологии осуществления поисково-познавательной деятельности.

Какие  приемы деятельности,  качества, умения формируются в результате  самообразования?

В результате самообразовательной активности может сложиться  комплекс соответствующих  умений:   организационных, информационно-поисковых, познавательных и контролирующих.

Организационные умения —  понимание  целей,  удержание цели до ее реализации,   составление плана работы, выбор   способов выполнения плана, подбор соответствующих средств осуществления цели и определение последовательности действий; эффективное использование времени.

Информационно-поисковые умения —  библиографический  и фактографический информационный поиск;   использование возможности информационных технологий (электронные базы данных, автоматизированные информационно-поисковые системы).

Познавательные умения —  использование ранее усвоенных знаний для получения новых знаний; рациональное перенесение знания из одной области в другую; видение проблемы и нахождение пути ее решения.

Контролирующие умения —  критический анализ собственной  деятельности; корректирование цели самообразования и уточнение плана самообразовательной работы; проверка отдельных операцийсамообразовательной деятельности; оценивание  промежуточныхи конечных результатов своих действий.        

В чем заключается  феномен  самообразования?                                  

Таким образом, самообразование — важнейшая составляющая современной социокультурной реальности. Самообразование ценно не как только накопление знаний, а как траектория / путь развития  интеллекта и личности в целом, ее свободное движение в культуре, ценностно-смысловое самоопределение,  реализация индивидуальной программы профессионального становления   в целях постоянного продвижения от стартового до необходимого уровня профессионализма.

Контакты

ПРИЕМНАЯ ДИРЕКТОРА
357500, г. Пятигорск,
ул. Московская, д. 51

Телефон:
+7 8793 32-81-87
                    +7 8793 32-82-06

E-mail:director@ski.ranepa.ru
ПРЕСС-СЛУЖБА
357500, г. Пятигорск,
ул. Дунаевского, д. 5

Телефон:
+7 8793 33-07-29


E-mail:press@ski.ranepa.ruНаписать

ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
357500, г. Пятигорск,
ул. Дунаевского, д. 5

Телефон:+7 8793 33-07-29
E-mail:priem@ski.ranepa.ru

Президентская академия - лидирующий вуз России!